КМТК
Новости

К Году педагога и наставника. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко

К Году педагога и наставника. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

Макаренко А.С.

Эта цитата из дневника педагога и писателя Антона Семёновича МАКАРЕНКО стала эпиграфом книжной выставки «Литературный венок», посвящённой 135-летию со дня рождения педагога, писателя А.С.Макаренко (1888-1939), в библиотеке колледжа в рамках Года педагога и наставника.

13 марта исполнилось 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Этот выдающийся советский педагог и писатель известен работой с подростками-правонарушителями в том числе беспризорниками. Свой опыт в воспитании трудных подростков он изложил в «Педагогической поэме», которая названа одной из десяти самых значимых книг по воспитанию XX века и переведена на десятки языков. Его практику в свое время называли жестокой и критиковали, но это не помешало ЮНЕСКО включить его в список величайших педагогов минувшего столетия. Его опыт по перевоспитанию беспризорников не удалось повторить никому в мире.

Педагогический опыт в колонии им. М. Горького Антон Макаренко описал в главной своей книге «Педагогическая поэма» (1935), а работу в Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях» (1938). Педагог выступал против элементов тюремного режима и жесткой системы наказаний. Важное значение в воспитании подростков он придавал производительному труду. Ядро его учения – теория воспитательного коллектива, который Макаренко считал ключом к развитию личности. В числе воспитанников Макаренко – 3000 беспризорников, и ни один из них не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире.

Воспитать человека счастливым: цитаты Антона Макаренко:

  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
  • Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
  • Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание, и отказ.
  • Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
  • Самая трудная вещь – требование к себе.
  • Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения… сберегайте правила, традиции.
  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
  • Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
  • Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.
  • Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
  • Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.