Литературный альманах «Образ педагога в стихах и прозе»», приуроченный Году педагога и наставника
ОБРАЗ ПЕДАГОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Предлагаем вам познакомиться с подборкой книг, раскрывающих образ педагога на страницах художественных произведений.
ОБРАЗЫ — РАЗНЫЕ, НО ВСЕ ОНИ ИГРАЮТ
ВАЖНУЮ РОЛЬ В СУДЬБЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА!
Повесть «РЕСПУБЛИКА ШКИД». Автобиографическая повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» рассказывает о жизни вчерашних беспризорников-подростков послереволюционного Петербурга, нашедших себя и свою судьбу в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД). Республика ШКИД – самая неоднозначная «педагогическая поэма», и, возможно, именно своей неправильностью повесть привлекает внимание читателей всех возрастов и по праву относится к классике советской литературы.
Макаренко А. С. «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА». Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой был автор.
Алексеев В.А. «ПРЕКРАСНАЯ ВТОРОГОДНИЦА». Эти повести о сложном внутреннем мире подростка, о той поре, когда формируется характер, складываются жизненные взгляды и убеждения. Школа, семья, взаимоотношения со сверстниками, первая любовь – все эти проблемы своеобразно затронуты авторами. «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой» Елены Георгиевны Криштоф о современных старшеклассниках, об их взаимоотношениях с учителями и родителями, о нравственном самоопределении. Детективный элемент в сюжете – исчезновение золотых монет во время археологических раскопок – выявляет нравственную суть героев, помогает им разобраться в своих привязанностях, увидеть ложность и пагубность потребительского отношения к жизни, к ее культурным и историческим ценностям. В повести присутствует традиционный образ педагога – пожилой учительницы литературы, которая принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять ученика лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит, ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.
Бондарев Ю. В. «ПРОСТИТЕ НАС!». О встрече главного героя – уже успешного, состоявшегося человека – со своей старенькой учительницей математики. В рассказе автор поднимает главный нравственный вопрос: всегда ли мы благодарны тем, кто учил нас, воспитал, вложил в нас свою душу, – школьным учителям?
Роман Васильева Б.В. «ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА». В романе автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников.
Гарин-Михайловский Н. Г. «ДЕТСТВО ТЕМЫ. ГИМНАЗИСТЫ». Две автобиографические повести. Вторая повесть «Гимназисты» — рассказывает об отношениях в гимназии между детьми, между учащимися и преподавателями.
Камаева О. «ЁЛКА. ИЗ ШКОЛЫ С ЛЮБОВЬЮ, ИЛИ ДНЕВНИК УЧИТЕЛЬНИЦЫ». Пронзительный и лирический роман о молодой и увлеченной своим делом учительнице Елене Константиновне по прозвищу Ёлка и о её столкновении с жесткими и не самыми благовидными реалиями современной школы. «Идеалистка», — вздыхали ей вслед одни. «Дура», — вертели пальцем у виска другие. А она верила, что сможет что-то изменить – ведь в школе все зависит от учителя. «Ты же через полгода сбежишь», — убеждали ее пессимисты. Максимум, через год», — великодушно давали отсрочку оптимисты. А она все повторяла: «У меня получится!» И опять шла на урок в свой 9-й класс…
Поляков Ю. «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ». Одна из ранних повестей признанного прозаика рассказывает о молодом журналисте, который случайно становится школьным учителем – Андрее Михайловиче Петрушове, которому работа преподносит свои поучительные уроки. Интересны его заметки и оценки педагогов со стажем (литераторе Алле Умецкой, математике Борисе Котике, историке Кларе Опрятиной, химике Евдокии Гириной) и совсем молоденькой преподавательнице немецкого Елене Павловне Казаковцевой. А что уж говорить о неистощимых на выдумки 6-ти и 9-ти-классниках! Много событий происходит в школьном мире на страницах повести, на наших глазах меняются учителя и ученики, но как ностальгически звучат слова главного героя: «Переходя из класса в класс, мы вырастали из своих парт, как из детской одежды, – и это называлось взрослением… Впрочем, минувшее, пройденное, даже если в нем полным-полно ошибок, всегда дорого, потому что невозвратимо…»
Распутин В.Г. «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО». Рассказ российского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» давно стал классикой. Это одно из лучших произведений писателя о детстве, о трудных взаимоотношениях подростков и учителей, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Рассказ современен, он вызывает бурные споры и сегодня. Права или нет молоденькая учительница Лидия Михайловна? Педагогичен или нет её поступок? Поступок или Проступок? Читатели могут спорить, обсуждать и осуждать, но автор уверен в одном: истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, но в добре смысл жизни. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. Лидия Михайловна приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние.
Яковлев Ю. Я. «УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ». В городе Крагуевац фашисты расстреляли 7 тысяч человек, много из них было детей, школьников. У их учителя истории был шанс спастись, но он вместе со своими ребятами пошел на последний урок истории — на смерть. Ребятам было не так страшно, когда рядом шел учитель.
Стихи, посвященные учителям и наставникам
В. Тушнова Учителям. Если б не было учителя. Источник: https://tarologiay.ru/
Ю. Ким Наставникам. Источник: https://tarologiay.ru/
Я. Аким Твой друг. Источник: https://tarologiay.ru/
Анна Ахматова. Учитель. Источник: https://tarologiay.ru/
Роберт Рождественский. Учителям. Источник: https://tarologiay.ru/
Андрей Дементьев. Не смейте забывать учителей! Источник: https://tarologiay.ru/
Спасибо вам, учителя! Источник: https://tarologiay.ru/